Депутат Алена Аршинова: «Я бы сделала по-другому»
08 апреля 2015,
16:14
Интервью с Алёной Аршиновой (автор - Эйнулла Фатуллаев, журналист).\r\n
С одним из самых активных депутатов, незаурядным политиком, харизматичным молодежным лидером и, конечно же, красивой женщиной, возможно, самой красивой и обаятельной, из тех что повстречали не только в коридорах Государственной Думы, но и вообще на улицах Первопрестольной. Она, несомненно, олицетворение красоты и богатого внутреннего мира русской женщины.
В кабинете зампредседателя Комитета по образованию Госдумы нас встретила очаровательная Алена Аршинова. Читателю, осведомленному в российской политической жизни, разумеется, знакомо имя одного из функционеров «Единой России» и лидера ее «Молодой Гвардии». Беседа с А.Аршиновой произвела на нас неизгладимое впечатление прежде всего потому, что молодой политик поразила нас своей открытостью, искренностью и весьма критическим взглядом на многие российские проблемы. Именно таким хотелось бы видеть нового функционера правящей партии в Азербайджане. Но, к сожалению, в нашей стране равных ей почти нет. Надо сказать, что Аршинова – не москвичка: родилась в Дрездене, выросла в Приднестровье, там и образование получила, и только позже, на волне общественной, а затем и политической деятельности, ворвалась в коридоры высшей российской власти.
Итак, беседа с А.Аршиновой – представителем поколения, которое завтра и будет управлять Россией.
- Вы являетесь одним из представителей новой плеяды российских политиков. Без сомнения, за такими как вы - будущее России. Именно поэтому хотелось бы начать нашу беседу с главного вопроса, который мы обсуждали со всеми российскими политиками, депутатами и экспертами. Как ваша страна собирается преодолеть довольно сложную ситуацию, возникшую после украинского кризиса?
- Безусловно, это самый актуальный вопрос. Я представляю правящую фракцию - «Единую Россию», и поэтому, конечно же, мне об этом говорить проще, чем другим политикам. Хотя по вопросам международной политики мы выступаем с общих консолидированных позиций с оппозиционными фракциями.
Правительство уверенно осуществляет антикризисную программу. Председатели думских комитетов входят также в специальные правительственные комиссии, которые и занимаются преодолением кризисной ситуации. К примеру, министр образования знает, что ни одно его решение не останется без моего внимания. Ничто не будет упущено из виду.
На ваш вопрос можно ответить с учетом анализа политической и экономической ситуации. Ну, а если вкратце, Россия решила больше полагаться на возможности своей экономики, несмотря на разрыв между нашими политическими амбициями и экономическими возможностями. И я считаю, что нам надо не снижать наши политические амбиции, а расширять экономические возможности.
- Однако согласитесь, что экономические возможности можно расширить только благодаря технологическому прорыву. И России будет очень даже непросто в условиях нового глобального противостояния с Западом развивать свою экономику без западных технологий, не так ли?
- Безусловно, это большая проблема. Ведь мы закупаем в основном западное оборудование и используем западные технологии. И после развала СССР технологическое отставание от Запада значительно увеличилось. Если говорить о науке и исследованиях, то доля России в мировой науке составляет всего 0,3 процента.
Если говорить об образовании, то в данном время я со своей стороны стараюсь не допустить сокращения бюджетного финансирования сферы образования. Мы живем в веке экономики знаний, поэтому надо больше вкладывать в развитие образования. У нас возникают перманентные конфликты с правительством и Министерством образования, ибо мы, наоборот, требуем увеличения статей расходов на образование.
Конечно же, для реформирования системы образования мы можем активно использовать китайский опыт. Китай внедряет самые передовые технологии, методологии и разработки, создав смешанную систему образования. К сожалению, у нас пока нет таких темпов развития, как в Китае.
Все прекрасно понимают, что для обеспечения развития нам надо дать побольше свободы предпринимательскому классу: смягчить налогообложение, создать условия для расширения конкуренции. Нам надо поднимать сельское хозяйство, легкую промышленность… В общем, нам предстоит еще немало сделать.
Почему очень часто между парламентариями и правительством возникает непонимание? То, что видим мы, они в определенной мере до конца не осознают. У нас нет партийного правительства, у нас пока есть только партийный председатель правительства. «Единая Россия» должна взять на себя ответственность за проведение насущных реформ.
- Хотя вы и выступаете против урезания бюджетных расходов на образование, но приходится констатировать обратное: в России все же урезали финансирование образования…
- Да, на 10 процентов. Но пока не урезали зарплату учителям, и я надеюсь, что этого не будет. Но как вы понимаете, это ответственность не федерального правительства, а субъектов федерации. Вчера вечером я вернулась из Воронежа, и там и речи нет о сокращении зарплаты педагогам. Наоборот, местные власти изыскивают новые возможности, чтобы не допустить снижения зарплаты.
Кстати, в нашем комитете по образованию я занимаюсь вопросами дошкольного образования и детских садов. Занимаюсь этой проблемой и у нас в партии, которая разработала специальную программу по детсадам. В свое время у нас были большие проблемы в сфере дошкольного образования, которого в прошлом вообще не было. А сейчас это выделено в отдельный уровень образования. У нас по финансированию детских садов ничего не сокращается, во всяком случае, я этого не даю делать. К сожалению, пока в нашей стране диктует политика, а не экономика. Политический и международный кризис навлек санкции на Россию, упали цены на нефть, что также чувствительно не только для одной России, но и для Азербайджана.
- Думаю, на нефть больше рассчитывать на стоит.
- Безусловно, нет. Ни в коем случае! К сожалению, много говорилось о смене акцентов и диверсификации экономики, однако все еще приходится констатировать сырьевую зависимость страны.
- Ведь последние 10 лет все экспертное сообщество России призывало диверсифицировать экономику, развивать ненефтяные отрасли, прогнозируя грядущий кризис. Однако правительство так и не услышало этих призывов. Сама жизнь наконец заставила…
- Заставляет. Этот процесс продолжается, и все еще рано говорить о развитии ненефтяной сферы экономики.
- Эпоха легких шальных нефтяных денег осталась позади. Наступают трудные времена для наших стран…
- Ну, разве это были легкие деньги? На самом деле теперь приходит осознание того, что на эти деньги можно было построить промышленность, много заводов и фабрик, реализовать инфраструктурные проекты. Но нефтедоллары собирались в резервном фонде и потом вбрасывались на стабилизацию курса рубля. Я бы сделала по-другому! Но получилось так, как получилось. Если бы я отвечала за другие сферы, то сделала бы по-другому.
- А многие ли в вашей партии считают, что можно было сделать по-другому? И не думают ли так же как вы, что прошедшее десятилетие – время упущенных надежд и возможностей?
- Действительно, есть коллеги, которые думают, как я. И они считают, что где-то что-то можно было сделать по-другому.
- Вы являетесь и координатором молодежного клуба при президиуме «Единой России». Долгое время возглавляли молодежное движение. Каковы умонастроения российской молодежи в связи с конфронтацией России с Западом? Молодежь обеспокоена?
- Молодежь обеспокоена. Но вместе с тем российская молодежь всецело поддерживает политику президента по вопросу Крыма. И с другой стороны, есть обеспокоенность по поводу международного давления на Россию. Не все друзья России готовы поддерживать нас по вопросу украинской политики.
Конечно, сложившаяся ситуация затронула жизнь каждого молодого россиянина, который задумывается над тем, как ему жить дальше. Ведь цены растут, зарплата не поднимается, падает уровень жизни. И это, естественно, беспокоит молодежь. Хотя в отличие от других слоев населения молодежь с оптимизмом переносит эти невзгоды. Ведь у молодых людей еще вся жизнь впереди.
- А стоит ли ждать возрастания протестных настроений среди молодежи? Ведь молодые - авангард любого общества…
- Скорее стоит, чем нет.
- Значит, «Единая Россия» готова к такому сценарию развития ситуации?
- А почему «Единая Россия» должна быть готова к этому? Если рассматривать с точки зрения предвыборной ситуации, а парламентские выборы в России состоятся в конце 2016 года, то есть почти через полтора года, то, конечно, наша партия к этому готова. И будет к этому готова, поскольку оппозиционные силы стараются воспользоваться молодежью в своих интересах. Оппозиция искусственно подогревает протестные настроения у молодежи, настраивая ее против власти. Ведь молодые люди – это самая благодатная социальная почва для подготовки протестного электората. Оппозиционеры считают, что молодежи нечего терять, а потому она подвержена разного рода политическим авантюрам. Вспомним события 2011 года на Болотной площади. Хотя и на этой площади были разные люди, нельзя огульно говорить о столпотворении радикальной массы.
- Возвращаясь к вопросу упущенных возможностей, хочу обратить ваше внимание на проблему деградации системы образования в России и утечку мозгов, о чем все больше и больше пишут критики сегодняшней власти. А молодые люди, добившиеся успеха, рвутся на Запад. Как российская власть думает остановить этот процесс?
- Сегодня в мире идет борьба за лучшие умы. Идет своего рода перетекание этих лучших умов из США в Европу, из Европы в страны Юго-Восточной Азии и т.д. Это неизбежный процесс. К примеру, в последнее время очень много ученых уезжают из Индии в США.
- И не возвращаются.
- Но, наверное, есть прецеденты, когда все же и возвращаются. Что касается России, то кто-то выбирает нашу страну, кто-то - уезжает. Но задача государства заключается в том, чтобы остановить утечку кадров. Хотя многие считают, что им не удастся раскрыться здесь, в России, и они уезжают. К примеру, недавно уехал один мой друг, который так и думал. Хотя я с ним не была согласна. В России есть все возможности для получения хорошего образования. Да, безусловно, нам сложно сравнивать уровень образования в СССР и в нынешней России, и здесь надо подчеркнуть негативное влияние так называемого Болонского процесса. Оставляет желать лучшего и подготовка, усовершенствование педагогов. Ведь Россия потеряла очень много своего. Надо было сохранить свою школу с применением элементов передовой международной практики.
Сейчас дети и родители стонут. Лентяи! Вот в России введен единый госэкзамен (ЕГЭ), казалось бы, ничего проще нет. В 2015 году было 680 тысяч выпускников и 600 тысяч бюджетных мест в университетах. Поступают почти все, то есть государство дает доступное образование, но не все хорошо учатся.
- Абсолютное большинство экспертов в области образования в России в унисон критикуют систему ЕГЭ, которая не позволяет выявлять талантливых и способных абитуриентов.
- Не согласна. Не все критикуют эту систему. Я считаю, что надо вернуть советскую школу образования. Хотя я училась не в СССР (А.Аршинова родилась в бывшей ГДР, в Дрездене – Э.Ф.) и росла в Приднестровье. Я училась в классической школе, но смогла с успехом сдать ЕГЭ. Надо ориентироваться не на ЕГЭ, а на возрождение старой школы.
ЕГЭ упростил все и позволил детям из Саратова, Владивостока поступать в МГУ. Единственное, до прошлого года было много нарушений при сдаче госэкзамена. Но если говорить подробнее об этом, речь шла о том, что студенты фотографировали вопросы и сбрасывали в сеть, договаривались с преподавателями. После введения жестких мер – металлоискателей, системы видеонаблюдения в аудиториях, института общественных наблюдателей ситуация в корне изменилась.
У нас еще существуют проблемы в обществе. Сейчас родители жалуются на трудные задания, забывая при этом объяснять своим детям, что надо учиться.
- Как обстоят проблемы с учебниками в России? В последнее время раздается много претензий к качеству составления учебников…
- У нас учебники бесплатные. Но должна сказать, что перечень рекомендуемой литературы к чтению составляется непрозрачно. Я обсуждала этот вопрос с Минобразования. Кроме этого, я выступаю за введение электронных учебников, тем самым сократив средства, выделяемые в регионах на покупку учебников. Надо просто ко всему подходить с умом и бороться с жульничеством. Тогда и повысится эффективность в сфере нашего образования.
- А как у вас с детсадами? К примеру, в Баку наше Минобразования некоторое время назад распродало все территории детских садов под строительство многоэтажек. И в столице сложно было найти бесплатный детский сад...
- Была и у нас такая проблема. Но она, видимо, не так остро стояла, как у вас. У нас продавались здания детсадов. Там размещались бизнес-структуры, фирмы, компании. Отдавали даже под госучреждения. Но это было связано с тем, что в одно время уменьшилась посещаемость в детсадах, они почти пустовали. Это было связано с низкой рождаемостью, демографическими проблемами, миграцией населения.
Но после своего прихода к власти Владимир Владимирович Путин выступил с инициативой претворения в жизнь нацпроектов, заработала программа материнского капитала, и начался бум – стали один за другим восстанавливать детсады. Люди поверили в Путина. В России наступила стабильность, а вместе с ней повысилась и рождаемость. Стали рожать по 3-4 детей. И снова встала проблема детсадов. Мы строим новые детсады. У нас выделено более 110 миллиардов рублей на развитие дошкольного образования, за 2,5 года создано более 800 тысяч рабочих мест в детсадах. Причем создана развитая инфраструктура – бассейны, игровые площадки, которые отвечают самым высоким мировым стандартам. Согласно введенным изменениям в наше законодательство, у нас можно отдавать в ясли двухмесячных малышей.
И мы на высоком уровне реализовали нашу программу «Детсады – детям». Меня порой спрашивают, а кому же еще, если не детям. Но мы то с вами, наше поколение, знаем, что были времена, когда детсады предназначались для кого-то еще. Россияне вдохновлены, что в такие кратчайшие сроки нам удалось решить столь глобальную проблему.
Автор: Эйнулла Фатуллаев, Москва.