Госдума приняла ряд важных законопроектов сферы образования

На пленарном заседании во вторник, 24 июля, депутаты Госдумы рассмотрели несколько десятков законопроектов. О наиболее важных из них рассказала член думского комитета по образованию и науке, представитель Чувашской Республики в нижней палате парламента РФ Алёна Аршинова.
– В окончательном третьем чтении принят пакет президентских законопроектов в части противодействия коррупции, в том числе предусматривающих введение действующего в органах власти антикоррупционного контроля и в отношении государственных корпораций и государственных внебюджетных фондов.
Особенно много законопроектов сегодня было принято в сфере образования.
В третьем чтении принят закон в части организации бесплатной перевозки школьников. Возлагается обязанность организациии бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных школах между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом на учредителей соответствующих школ в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих школ по месту жительства обучающихся. При этом расходы учредителя муниципальной школы на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной школе и проживающих на территории иного муниципального района или городского округа, подлежат компенсации в порядке, установленном законом субъекта РФ, и учитываются в межбюджетных отношениях.
Во втором чтении принят законопроект в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования (о военной подготовке студентов в военных учебных центрах). Законопроектом предусматривается взамен существующих в настоящее время видов структурных подразделений военной подготовки создание в вузах структурных подразделений военной подготовки единого вида – военных учебных центров.
Также во втором чтении депутатами утвержден очень важный законопроект в части совершенствования целевого обучения. О нём подробнее. Законопроектом предусматривается следующее:
- понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение и определяется как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования. С учетом этого базовый ФЗ дополняется новой статьей 71.1, устанавливающей положения по приему на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований;
- в число существенных условий договора о целевом обучении включается обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении;
- вводится норма об установлении в договоре о целевом обучении срока осуществления трудовой деятельности в организации, определенной указанным договором, но не менее 3-х лет, и срока трудоустройства в эту организацию;
- при совместном желании гражданина, обучающегося по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, и заказчика целевого обучения сторонами договора могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении;
- при определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении предлагается ограничиться возмещением заказчику целевого обучения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа;
- ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина устанавливается не двукратно размеру мер социальной поддержки, как это предусмотрено сейчас, а в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении;
- в перечень вопросов, регулируемых Правительством РФ, дополнительно включается установление условий определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядка выплаты компенсации заказчиком целевого обучения и возмещения расходов гражданином;
- устанавливается, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который относится к категориям, установленным базовым ФЗ. Перечень указанных категорий дополняется такими категориями, как:
организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
дочерние хозяйственные общества государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования, акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
- прием на целевое обучение осуществляется по специальностям и направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством РФ, в пределах квоты, которая устанавливается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (в зависимости от источников финансирования контрольных цифр приема). По уровням бюджета утверждается и порядок установления такой квоты. Правительство РФ также наделяется правом устанавливать указанную квоту по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов РФ, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении;
- к ответственности, возникающей в случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения, в случае использования механизма приема на целевое обучение дополнительно предусматривается штраф в размере расходов соответствующего бюджета, за счет средств которого обучался гражданин, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. ФЗ вступает в силу с 1 января 2019 года.
Ну и не менее важный и даже более резонансный, это мой законопроект, который приняли также во втором чтении – в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик. Очень непростая была работа над законопроектом, коллеги внесли в него ко второму чтению ряд изменений. Но главное – удалось сохранить концепцию законопроекта, то, ради чего появился этот законопроект: изучение родных языков России должно быть по желанию школьников и их родителей и нa основании их заявлений. Именно из-за случаев принудительного изучения детьми государственных и родных языков регионов и появился этот законопроект, – прокомментировала депутат Госдумы Алёна Аршинова.