Леонид Пронин: Голосование за поправки в Конституцию - расширение сферы полномочий общества по принятию государственных решений
Уже скоро нам с вами предстоит выразить свое отношение к предложенным поправкам в Конституцию страны. Для принятия этого решения надо понимать, за что конкретно мы голосуем.
Напомним, что всего было предложено более 200 поправок. Они затронут федеративное устройство страны, президентство, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебную власть, прокуратуру, местное самоуправление, общероссийское голосование и порядок вступления в силу изменений. Также предложено изменить преамбулу Конституции. Некоторые правки очень важны, некоторые имеют технический характер. Перечень всех предложений можно найти в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.
Мы решили узнать у наших депутатов разных уровней, что они думают о предложенных поправках. Вот что нам рассказал депутат Шумерлинского городского Собрания Леонид Пронин:
- Лично мне самыми важными показались поправки о защите территориальной целостности и приоритете национального права. Ясно, что полноценным суверенитетом обладает только та страна, которая не дает за себя решать, как жить и какое будущее строить. Так вот, согласно статье 67.21 изменение границ с другими государствами отныне не может предполагать отдачу территорий, а любые призывы к отдаче российских территорий запрещаются. Согласно же статье 79, Россия закрепляет приоритет национального законодательства, при этом сохраняя принципы уважения норм международного права. Концептуально тут то, что мы отказываемся исполнять решения международных органов, противоречащие Конституции России.
К сожалению, мы все видим, насколько предубежденно относятся к России так называемые «независимые» международные организации разного уровня, зачастую даже не скрывая, чьи интересы они реально обслуживают. Никакой объективной оценки ситуации и учета интересов России в их решениях нет и в помине. Безусловно, предлагаемая поправка не означает автоматического выхода нашего государства из всех международных договоров, но ставит барьер на попытках навязать Российской Федерации чуждые нам взгляды и правовые нормы.
К упомянутым поправкам идеологически тесно примыкают поправки, защищающие на конституционном уровне нашу историю от «переписывания» и переоценки подвигов наших предков (статья 671.3); статьи 68.4 и 69.2, обещающие защиту как российской культуры в целом, так и национальных культур, обычаев и языков всех народов и этносов Российской Федерации. Именно в этом направлении, как правило, работают любители «раскачивать лодку», целенаправленно разжигающие рознь на почве национальности, культуры и религии.
Важно, на мой взгляд, что экономический рост и благосостояние граждан, социально-ориентированная государственная политика, защита достоинства человека труда, солидарность и социальное партнерство закрепляются в Конституции как одна из целей государства (статья 75.1). Суть в том, что ранее разбросанные в отраслевых законах, а в иных случаях и подзаконных актах требования о благосостоянии граждан теперь получают конституционное закрепление.
Соответственно вносится ряд социальных поправок - об индексации пенсий и пособий не реже раза в год, закрепление размера минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума (статьи 75.5, 75.6, 75.7).
Также много поправок касаются семьи, брака мужчины и женщины, образования и воспитания детей. Примечательно, что серьезный акцент в социальной сфере сделан на развитии здравоохранения, наряду с научно-техническим развитием в целом.
И, конечно, в Конституции появляются серьезные ограничения для чиновников всех уровней, включая президентский. К примеру, поправки запрещают ряду представителей власти иметь иностранное гражданство и счета за рубежом, а также хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Это касается президента, парламентариев, премьер-министра РФ, вице-премьеров, министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, глав регионов и даже судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека в РФ. Это важная охранительная норма, которая уравнивает всех лиц, занимающих высокие должности в стране.
В целом же, на мой взгляд, весь пакет поправок к Конституции по сути можно рассматривать как попытку Президента расширить сферу полномочий общества по принятию государственных решений. Я уверен, что если наши сограждане проявят к голосованию серьезный интерес, то механизмы привлечения гражданского общества к непосредственному решению других вопросов региональной и государственной значимости продолжат расширяться. Таким образом, участие в голосовании, как я считаю, в первую очередь необходимо для нас самих – жителей России.