Чувашская Республика
Регион не найден
Версия для слабовидящих

ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ ("Советская Чувашия")

27 октября 2014, 11:18
…Несколько дней назад Екатерина Куповых из донецкого Новоазовска стала гражданкой России. С гордостью показывает она новенький паспорт – такой для нее долгожданный и выстраданный. И с грустью вспоминает о недавнем прошлом – о том, как в мае с сыном они бежали из родного города…
 
ГЛАВНОЕ – РУКИ НЕ ОПУСКАТЬ
– Муж на антимайдане был, потом записался в ополчение, тут же пошли угрозы нашей семье, – говорит Катерина. – Решили, что надо мне и сыну срочно в Россию отправляться. На сборы час, побросали в сумку все самое необходимое, и в дорогу – сначала в Ростов, потом в Чувашию.
 
паспорт
 
Первое время Катерина, по специальности инженер-­строитель, работала продавцом в селе Комсомольское. «Готова была и за станком трудиться, и разнорабочим, – говорит она. – Не скажу, конечно, что все просто сложилось: пришлось побегать, поискать варианты. Тут что главное – если в одном месте что-­то не получилось, надо руки не опускать, а двигаться дальше. Лично мне очень помогли в региональной общественной приемной партии «Единая Россия». Как вышла на них? Да через Интернет – спросила у россиян на форуме, куда можно за поддержкой обратиться. Мне и подсказали адрес».
В минувший четверг в приемную Катерина пришла уже не за помощью. Вместе с другими беженцами она принесла письмо Главе республики Михаилу Игнатьеву – с благодарностью и ему, и жителям Чувашии за поддержку и сострадание, за то, что республика стала для них второй родиной. А заодно рассказала ведущей в тот день прием граждан министру здравоохранения Алле Самойловой, что тактика «руки не опускать» для нее лично сработала на все сто процентов. Сейчас Катерина работает в Чувашгражданпроекте инженером-сметчиком, живет с сыном на съемной квартире. «Спасибо директору, он нам оплачивает аренду жилья, – улыбается она. – Огромное спасибо и сотрудникам общественной приемной: помимо материальной помощи нас здесь всегда поддерживали морально. А это тоже важно, когда никого из близких рядом нет».
Отдельная благодарность от мамы Куповых чебоксарской кадетской школе имени В. Кочетова за то, что перед 1 сентября сыну Андрею помогли и с одеждой, и с учебниками.
– А почему ты именно в кадетскую школу пошел? – спрашиваю у мальчишки. – В обычной, наверное, было бы проще учиться…
– Потому что хочу, как папа, стать военным, – четко, по-­армейски отвечает Андрей.
 
КАДЕТЫ НАШЛИ ДРУЗЕЙ 
В этот день в приемной образовался маленький кадетский корпус – компанию Андрею составили новоиспеченные кадеты Руслан Василенко и Владислав Весельских. Поступлению сына именно в эту школу Александр Весельский несказанно рад: «Хочу, чтобы здесь из него настоящего мужика сделали. А то ведь в украинской школе с дисциплиной были большие проблемы».
 
кадеты
 
Из Краматорска Весельские приехали вчетвером – муж, жена, двое детей. На вокзале их встретил председатель республиканского союза ветеранов Военно-­морского флота Владимир Крюковский, сразу привез на базу «Фрегат» на берегу Волги, где гостей поселили в отдельный домик. В этом же доме живет сейчас и сестра Александра Людмила Василенко, и племянник Руслан. Сестра недавно получила разрешение на временное убежище, и ей сразу позвонили из центра занятости, предложили работу. Сам же Александр оформляет разрешение на временное пребывание. «Вариант по времени более долгий, но зато потом будет проще получить российское гражданство, – объясняет он. – Как все оформлю, официально устроюсь на работу. Думаю, что проблем не будет, из знакомых беженцев кто хотел – все работу нашли».
У юных кадетов тоже сложились планы на будущее: после школы – в армию, потом в военное училище. Руслан Василенко признается: поначалу непросто было привыкнуть к новым предметам, к строгому распорядку. Но за полтора месяца освоился, и друзей появилось много. «А оценки?» «Нормальные», – отводит в сторону взгляд парнишка.
– Русский у нас пока хромает с двойки на тройку, – уточнила мама Руслана. – Зато по чувашскому языку твердая пятерка.
 
УРОКИ ПРИ СВЕЧАХ И БЕЗ… 
– И моя дочка Стелла чувашский язык освоила, – подключается к разговору Виолетта Семакина, приехавшая в Чебоксары из Луганска. – Представьте, читать букварь еще не умела, а по­-чувашски уже вовсю шпарила. И старшая дочка тоже в учебе старается, до полуночи сидит над домашними заданиями.
Поначалу у Семакиных тоже не все сложилось гладко. Только приехали – беда стряслась, Стелла ногу сломала. На «скорой» девочку отвезли в больницу, с дальнейшим лечением помогли в Минздраве. Сейчас у семьи жизнь, о которой мечтали: дочки учатся в хороших школах, мама работает по специальности поваром в кафе. «Приняли в коллективе замечательно, научили готовить чувашские блюда – какай­-шур­пи, например, – говорит она. – Я хоть и ехала в незнакомое место, но трудностей не боялась: если есть голова на плечах и руки правильно растут, можно всему научиться и со всем справиться».
– В Луганске, – продолжает Виолетта, – у меня муж и брат остались, в ополчении. Общаемся с ними через Интернет. Пишут они, что Луганск сейчас очень защищенный город, стрельба – только по периметру. И школы работают. Но нет света и воды, дети дома уроки при свечах учат. Так что здесь нам все-­таки лучше.
 
ЗНАЮТ И ПОДСКАЖУТ
– Замечательно, что у вас все хорошо, – порадовалась за гостей Алла Самойлова. – Если решите остаться у нас насовсем, будем рады, рабочие руки республике нужны. И спасибо за теплые слова благодарности – мы ведь понимаем, что трудности у вас были, не все вопросы по беженцам пока законодательно урегулированы. Но они решаются, как говорится, в порядке поступления. Помните, когда в Чебоксарах появились первые беженцы, пошли обращения, что очереди на оформление документов огромные. Договорились с УФМС эту работу ускорить. Договорились и о том, чтобы в четыре раза снизить плату за перевод документов с украинского на русский. Были проблемы по медицинским работникам: чтобы подтвердить квалификацию, им надо было ехать на экзамены в Казань, в Нижний Новгород. И с этим разобрались, нашли средства.
Но как быть, если кому-­то из беженцев проблемы на новом месте кажутся неразрешимыми?
– Можно обратиться к нам, – предлагает руководитель региональной общественной приемной, депутат Госсовета Чувашии Николай Николаев. – 164 гражданина Украины уже прошли через нашу приемную. С каждым работаем индивидуально. Если что, юрист в штате есть – поможет.
Есть и другие варианты. Сбором средств для беженцев занимается рес­публиканский женсовет, активно помогают людям с юго­-востока Украины Красный Крест, отделы соцзащиты, круглосуточно открыта для них «горячая линия» Минздрава Чувашии. «И если кто-­то пока не нашел нужный вариант, – говорит Самойлова, – может, он просто постучался не в ту дверь. Надо не сдаваться, идти дальше, и двери обязательно откроются».
…Все сложилось, и двери открылись не только для четырех семей, пришедших в тот день в приемную. Вот несколько цифр: 80 ребятишек из семей беженцев с юго-­востока Украины устроены сейчас в детский сад, 201 – учатся в школах, 28 – в училищах и вузах, а 454 взрослых человека нашли работу. И таких людей наверняка будет больше. Катерина Куповых рассказала, что несколько дней назад в Чебоксары приехали трое ее знакомых из Донецкой области. Куда им обращаться – она уже знает и подскажет.
 
Екатерина Казнина, "Советская Чувашия", 25 октября 2014 года

Общественная приемная