Чувашская Республика
Регион не найден
Версия для слабовидящих

«За» и «против» обязательного ЕГЭ по иностранному языку

27 ноября 2019, 16:10

В Чувашии с 25 ноября по 1 декабря проходит приуроченная к 18-летию партии «Единая Россия» «Неделя приемов граждан». В ходе этой акции Партией проводятся не только собственно приемы, включая выездные и онлайн-приемы, но и различные тематические мероприятия: круглые столы, горячие линии и т.п. 27 ноября в рамках «Недели приемов…» на базе БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии с участием члена Комитета Государственной Думы по образованию и науке, члена Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Алёны Игоревны Аршиновой состоялся круглый стол по обсуждению организационных, управленческих и содержательных проблем, связанных с предполагающимся в 2022 году введением единого государственного экзамена по иностранному языку.

Напомним, что с 2022 года ЕГЭ по иностранным языкам станет обязательным для всех выпускников школы. При этом, это итоговое испытание будет разделено на два уровня - базовый, необходимый для получения аттестата о законченном среднем образовании, и профильный, нужный лишь для поступления в вуз. Выпускники могут выбирать из пяти языков: английский, немецкий, французский, испанский и китайский. Экзамен предполагается из двух частей: устной и письменной.

На круглом столе с участием педагогов республики, научной общественности и родителей будущих выпускников обсудили все «за» и «против».

По словам практикующих педагогов, одной из важнейших проблем является дефицит кадров в отрасли. Не хватает как специалистов по иностранному языку, так и, как ни парадоксально, самих учеников, желающих изучать различные языки. Все зависит от конкретного языка. К примеру, учителя немецкого из-за отсутствия часов часто вынуждены переквалифицироваться в преподавателей английского. Проблема, собственно, в том, что хорошие специалисты-то они в немецком языке, отнюдь не в английском. Ситуация с французским и испанским языком еще хуже, хотя Россия в политике и экономике сегодня активно взаимодействует с испаноговорящими странами Латинской Америки. Впрочем, что говорить про испанский, если даже несмотря на огромный товарооборот и сотрудничество с Китаем практически во всех областях, ситуация с преподаванием китайского языка в России до сих пор плачевна. К примеру, квалифицированных преподавателей этого нужного и перспективного языка в Чувашии практически нет.

Кроме того, чисто технически, для запуска обязательного ЕГЭ по иностранному языку школам необходимо приобрести новую технику: компьютеры, гарнитуры, камеры. Чтобы обеспечить этим школы в одной только Чувашии в бюджете нужно предусмотреть, как минимум, 6 миллионов рублей, которых пока нет. А времени на подготовку остаётся всё меньше и меньше.

Какие аргументы у тех, кто выступает за обязательный ЕГЭ по иностранному языку? В первую очередь, то, что специалисты, со знанием нескольких языков, могут черпать информацию из первоисточника и у них  больше возможностей для саморазвития. Это из объективных доводов. Из более субъективных то, что «это соответствует духу времени» и «если ты знаешь иностранный язык – это всегда тебе в плюс».

Участники же дискуссии, выступившие против обязательного ЕГЭ по иностранному языку, боятся, что многие дети попросту не получат аттестат, «завалив» экзамен. Нельзя сказать, что у них поводов для опасений - нынешняя система обучения иностранным языкам явно нуждается в изменениях. К примеру, как утверждают специалисты, для эффективности школьников необходимо делить на группы не более чем по 10 человек. Сейчас же бывает, что классы из 25 человек либо не делят вовсе, либо делят, но не поровну и с перебором. Количество часов иностранного языка нужно увеличивать (сейчас это 2-3 часа в неделю), а сам экзамен нужно сделать доступным и интересным и для тех, кто не планирует связывать свою жизнь с иностранным языком.

«В итоге мы сошлись на том, что сам по себе иностранный язык, конечно же, нужен. Да и международная практика такова, что дети с начальных классов изучают иностранный по 4-5 часов в неделю, а затем появляется и второй иностранный, на который отводится по 2-3 часа в неделю», - отметила Алёна Аршинова. Тем не менее, считает парламентарий, сначала нужно активно поработать над созданием мотивационной среды, что и показало обсуждение. «Для начала это может быть некий переход через добровольный экзамен, или можно ввести дополнительный бонус по принципу ГТО. Сдал все нормы – получил несколько заветных баллов при поступлении в вуз. Такой же бонус с иностранным языком станет дополнительным стимулом к его изучению», - подытожила Аршинова.

Напомним, вопрос о целесообразности срочного введения обязательной сдачи ЕГЭ по иностранному языку «Единая Россия» поднимала ещё год назад. Но, увы, он так и не решился, а напряжение в обществе по-прежнему нарастает. 16 декабря 2019 года, по итогам региональных встреч с педагогами, планируется федеральное обсуждение этой проблемы.

Фото

Спикер
Аршинова Алена Игоревна
Аршинова Алена Игоревна
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по просвещению

Общественная приемная